"Сmрашно uнmересно"
"Сmрашно uнmересно"
- писала женщина 3800 лет назад.
Целующаяся пара на глиняном рельефе из Месопотамии, 1800 г. до нашей эры
Полагали, что первое упоминание о романтических поцелуях происходит из Индии и относится к 1500 году до нашей эры. Но тщательный анализ клинописных текстов показал, что о целующихся людях писали как минимум на 1000 лет раньше. Упоминают о поцелуях и в текстах из Древнего Египта. Судя по всему, такое поведение практиковалось во многих древних культурах на протяжении тысячелетий. Об этом пишут в статье, вышедшей в Science в 2023 году.
Дружеские, родительские поцелуи – явление, судя по всему, распространенное во всех человеческих сообществах. В то же время, с поцелуями сексуально-романтическими не всё так просто. Известно, что в недалёком прошлом существовали общества, в которых эротические поцелуи не были известны.
Однако поцелуи сексуального характера встречаются, например, у бонобо – наших ближайших родственников, так что можно предположить, что подобная форма поведения была знакома и предкам человека. Несколько лет назад даже высказывалось предположение, что бактерия Methanobrevibacter oralis, живущая в полости рта человека, распространилась в результате оральных контактов между сапиенсами и неандертальцами более 100 тысяч лет назад.
Итак, самый древний упоминающийся в текстах поцелуй встречается в источниках с Ближнего Востока – на месопотамских глиняных табличках, начиная с 2500 г. до н.э.
На шумерском языке поцелуи губы-в-губы упоминались в связи с сексуальным поведением. В текстах на аккадском языке поцелуи уже делятся на две группы. Первая обозначает дружескую и семейную привязанность, а также проявление уважения или подчинения (поцелуи ног и земли). Вторая подразумевает эротическое действие.
Хотя клинописных текстов известны тысячи, упоминаний поцелуев относительно немного. Тем не менее, судя по всему, в древности поцелуи считались обычной частью романтической близости. Тексты подразумевают, что поцелуи практиковались в супружеских парах, хотя о них мог мечтать и неженатый человек, испытывающий любовную страсть.
Особенно показательны два текста примерно 1800 г. до н. э. В одном письме сообщается, что замужнюю женщину чуть не «сбил с пути» поцелуй другого мужчины:
«Жена Син-иддинама освободила себя от вины следующим образом. «Прежде чем Син-иддинам женился на мне, я познакомилась с отцом и сыном. Когда Син-иддинам ушел из дома, сын Аскудума прислал мне сообщение: «Я хочу жениться на тебе». Он целовал мои губы, он шевелил мой сосуд, но его жезл не вошел в мой сосуд. Я подумала так: «Я не сделаю ничего плохого Син-иддинаму, который не сделал мне ничего плохого». В своем доме я не сделала ничего предосудительного».
Второй текст – древневавилонский судебный документ, в котором Шат-Мардук, очевидно, проститутка, под присягой клянется больше не вступать в сексуальные отношения с бывшим партнером по имени Ахуни.
«Что касается Ахуни, то, учитывая, что я не удерживаю его и не связана с ним клятвой, он не вернется ко мне, и он не должен предлагать мне «дело мужчины и женщины», и он не будет целовать мои губы, и я не позволю ему «дело мужчины и женщины». Если он предложит мне лечь к нему на грудь, то я обязательно сообщу об этом старейшинам и городничему. Если люди увидят меня возле него, то они обязательно отнесутся ко мне так, как будто я проявила презрение к этой клятве именем царя».
После этого мужчина приносит клятву, подтверждающую свое согласие: «Я не пойду к ней и не предложу ей «дело мужчины и женщины».
Судя по всему, общество пыталось как-то ограничивать романтические отношения между людьми, не являющимися супругами. Тем более осуждались поцелуи с человеком, чей статус запрещал ему любую сексуальную активность, например, жрицей. В одном религиозном тексте говорится, что совершивший подобное теряет дар речи: «если у него связан язык и он не может говорить, значит, он поцеловал жрицу своего бога».
Помимо социального аспекта поцелуев, авторы публикации обсуждают и другой – эпидемиологический: возможно, таким путём могли распространяться некоторые болезнетворные микроорганизмы. Генетический анализ костей древних людей позволил обнаружить широкий спектр патогенов, таких, как вирус простого герпеса 1 типа (ВПГ 1). Учитывая, что эти патогены могут передаваться со слюной, поцелуй становится способом распространения инфекции. Любопытно, что согласно исследованиям, во 2-м тысячелетии до нашей эры произошли заметные изменения в доминирующих линиях ВПГ 1; авторы исследования предположили, что это может быть связано с распространением новых путей передачи вирусов, возможно, новых культурных практик…
Известно, что болезни, напоминающие по симптомам ВПГ 1, описаны в текстах из древней Месопотамии (хотя, конечно, точно поставить диагноз по таким описаниям невозможно). Исследователи, тем не менее, предполагают, что болезнь под названием бушану, упоминаемая в древних медицинских текстах, могла быть проявлением герпеса. Бушану локализовалась в основном во рту и глотке, и сопровождалась симптомами, которые можно интерпретировать как «везикулы». Не исключено, что одной из функций социального и религиозного контроля над интимными отношениями было ограничение распространения инфекций.
Целуйтесь, но не теряйте дар речи! И тем более голову.
Целующаяся пара на глиняном рельефе из Месопотамии, 1800 г. до нашей эры
Полагали, что первое упоминание о романтических поцелуях происходит из Индии и относится к 1500 году до нашей эры. Но тщательный анализ клинописных текстов показал, что о целующихся людях писали как минимум на 1000 лет раньше. Упоминают о поцелуях и в текстах из Древнего Египта. Судя по всему, такое поведение практиковалось во многих древних культурах на протяжении тысячелетий. Об этом пишут в статье, вышедшей в Science в 2023 году.
Дружеские, родительские поцелуи – явление, судя по всему, распространенное во всех человеческих сообществах. В то же время, с поцелуями сексуально-романтическими не всё так просто. Известно, что в недалёком прошлом существовали общества, в которых эротические поцелуи не были известны.
Однако поцелуи сексуального характера встречаются, например, у бонобо – наших ближайших родственников, так что можно предположить, что подобная форма поведения была знакома и предкам человека. Несколько лет назад даже высказывалось предположение, что бактерия Methanobrevibacter oralis, живущая в полости рта человека, распространилась в результате оральных контактов между сапиенсами и неандертальцами более 100 тысяч лет назад.
Итак, самый древний упоминающийся в текстах поцелуй встречается в источниках с Ближнего Востока – на месопотамских глиняных табличках, начиная с 2500 г. до н.э.
На шумерском языке поцелуи губы-в-губы упоминались в связи с сексуальным поведением. В текстах на аккадском языке поцелуи уже делятся на две группы. Первая обозначает дружескую и семейную привязанность, а также проявление уважения или подчинения (поцелуи ног и земли). Вторая подразумевает эротическое действие.
Хотя клинописных текстов известны тысячи, упоминаний поцелуев относительно немного. Тем не менее, судя по всему, в древности поцелуи считались обычной частью романтической близости. Тексты подразумевают, что поцелуи практиковались в супружеских парах, хотя о них мог мечтать и неженатый человек, испытывающий любовную страсть.
Особенно показательны два текста примерно 1800 г. до н. э. В одном письме сообщается, что замужнюю женщину чуть не «сбил с пути» поцелуй другого мужчины:
«Жена Син-иддинама освободила себя от вины следующим образом. «Прежде чем Син-иддинам женился на мне, я познакомилась с отцом и сыном. Когда Син-иддинам ушел из дома, сын Аскудума прислал мне сообщение: «Я хочу жениться на тебе». Он целовал мои губы, он шевелил мой сосуд, но его жезл не вошел в мой сосуд. Я подумала так: «Я не сделаю ничего плохого Син-иддинаму, который не сделал мне ничего плохого». В своем доме я не сделала ничего предосудительного».
Второй текст – древневавилонский судебный документ, в котором Шат-Мардук, очевидно, проститутка, под присягой клянется больше не вступать в сексуальные отношения с бывшим партнером по имени Ахуни.
«Что касается Ахуни, то, учитывая, что я не удерживаю его и не связана с ним клятвой, он не вернется ко мне, и он не должен предлагать мне «дело мужчины и женщины», и он не будет целовать мои губы, и я не позволю ему «дело мужчины и женщины». Если он предложит мне лечь к нему на грудь, то я обязательно сообщу об этом старейшинам и городничему. Если люди увидят меня возле него, то они обязательно отнесутся ко мне так, как будто я проявила презрение к этой клятве именем царя».
После этого мужчина приносит клятву, подтверждающую свое согласие: «Я не пойду к ней и не предложу ей «дело мужчины и женщины».
Судя по всему, общество пыталось как-то ограничивать романтические отношения между людьми, не являющимися супругами. Тем более осуждались поцелуи с человеком, чей статус запрещал ему любую сексуальную активность, например, жрицей. В одном религиозном тексте говорится, что совершивший подобное теряет дар речи: «если у него связан язык и он не может говорить, значит, он поцеловал жрицу своего бога».
Помимо социального аспекта поцелуев, авторы публикации обсуждают и другой – эпидемиологический: возможно, таким путём могли распространяться некоторые болезнетворные микроорганизмы. Генетический анализ костей древних людей позволил обнаружить широкий спектр патогенов, таких, как вирус простого герпеса 1 типа (ВПГ 1). Учитывая, что эти патогены могут передаваться со слюной, поцелуй становится способом распространения инфекции. Любопытно, что согласно исследованиям, во 2-м тысячелетии до нашей эры произошли заметные изменения в доминирующих линиях ВПГ 1; авторы исследования предположили, что это может быть связано с распространением новых путей передачи вирусов, возможно, новых культурных практик…
Известно, что болезни, напоминающие по симптомам ВПГ 1, описаны в текстах из древней Месопотамии (хотя, конечно, точно поставить диагноз по таким описаниям невозможно). Исследователи, тем не менее, предполагают, что болезнь под названием бушану, упоминаемая в древних медицинских текстах, могла быть проявлением герпеса. Бушану локализовалась в основном во рту и глотке, и сопровождалась симптомами, которые можно интерпретировать как «везикулы». Не исключено, что одной из функций социального и религиозного контроля над интимными отношениями было ограничение распространения инфекций.
Целуйтесь, но не теряйте дар речи! И тем более голову.
1 | 5 | 2 |
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться